Фитнес: теория и практика
Электронный научный журнал
Новое в фитнесе

Внимание! Вступил в силу Приказ № 950 н от 24.12.2020 года Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по продвижению фитнес-услуг".

 
Фитнес в непрерывном физкультурном образовании
Молодым ученым
Наука - практике (методические новинки)

 

Спрашивайте - отвечаем!
Мастер педагогического труда
В помощь педагогу
Объявления, события, факты

Уважаемые читатели! ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РГПУ им. А.И. Герцена

П  Р  И  Г  Л  А  Ш  А  Е  Т на новую программу профессиональной переподготовки «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ». Обучение будет проходить в течении 1 года (502 часа) в очно-заочном формате с использованием дистанционных технологий по субботам. По окончании обучения и успешной защиты квалификационной работы слушатели получают диплом государственного образца о профессиональной переподготовке по квалификации педагог дополнительного образования, фитнес-тренер. Начало обучения с 27 сентября 2025. Стоимость обучения 70 т.за год обучения.

Организационное занятие состоится в онлайн-формате после предварительной записи 20 сентября 2025 года в 11.00., где будет дана вся информация об обучении.

Информация по программе профессиональной переподготовки «Детский фитнес в образовательных учреждениях» доступна на официальном сайте РГПУ им. А.И. Герцена по ссылке https://de.rgpu.spb.ru/spisok/program/40599

Запись на обучение по эл. адресу safidance@ya.ru(нужно указать полные Ф.И.О., название программы, сведения об образовании и месте работы)  или по телефонам:  8 958- 858- 00 -58;  8-981-913-66-43;  8-905-214-28-22

 

Поздравляем!

Педагогические науки
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ
Овчинникова А.В. 3, Сайкина Е.Г. 1, Овчинников В.П. 2

1. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
2. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
3. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ

магистрант I курса Овчинникова А. В.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

доктор педагогических наук, профессор Сайкина Е. Г.,

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

г. Санкт-Петербург

кандидат педагогических наук, профессор Овчинников В.П.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье рассматривается актуальная тема развития координационных способностей у баскетболистов 11-12 лет, с применением современных фитнес-технологий. Определено, что среди двигательных способностей баскетболиста центральное место занимают координационные способности. Настоящее видение проблемы позволило рассмотреть фитнес-технологии как инновационные средства для развития физических качеств у баскетболистов, за счёт их разнообразия, доступности и эффективности. Из большого многообразия видов фитнеса отобраны, на основе опроса тренеров и спроектированы фитнес-технологии, для развития координационных способностей   баскетболистов 11-12 лет.

Ключевые слова: координационные способности, баскетбол, фитнес-технологии, школьники 11-12 лет.

 

Введение. Среди двигательных способностей баскетболиста центральное место занимают координационные способности, которые взаимосвязаны со всеми физическими качествами и двигательными умениями. Возраст 11-12 лет особенно благоприятен для развития координационных способностей. Теория и методика спорта располагает большим количеством публикаций, посвященных изучению координационных способностей, определению их значимости, и как одного из факторов повышающего эффективность соревновательной деятельности в игровых видах спорта. Однако, вопрос развития координационных способностей у баскетболистов 11-12 лет с применением инновационных технологий представляется наименее изученным. Настоящее видение проблемы позволило нам рассмотреть фитнес как инновацию в области физической культуры и спорта, как систему эффективных занятий, способствующих физическому развитию, повышению уровня физической подготовленности занимающихся, за счёт разнообразия фитнес- технологий, их доступности, популярности среди подростков.

Методы исследования. В качестве гипотезы первого этапа исследования было выдвинуто предположение о том, что если из большого многообразия средств фитнеса отобрать наиболее эффективные для развития координационных способностей баскетболистов 11-12 лет и разработать фитнес-технологии, то это в дальнейшем позволит повысить показатели эффективности игровых действий в ходе соревновательной деятельности.

Задачами первого этапа исследования были:

1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования и провести анкетный опрос тренеров по баскетболу.

2. Подобрать эффективные средства фитнеса и разработать фитнес-технологии, для развития координационных способностей баскетболиста.

Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы, опрос тренеров, метод проектирования.

 Результаты исследования. В результате анализа научной литературы определено, что большое количество научных исследований подтверждают проявление интереса специалистов к фитнес-технологиям и их применению в спортивной деятельности [1, 3]. В спортивной деятельности фитнес-технологии могут использоваться в восстановительном и переходном периоде тренировочного процесса спортсменов.  В качестве разминки, общей и специальной физической подготовки, для эмоциональной разрядки и восстановления сил, для развития специальных двигательных способностей и качеств [2].

Проведенные исследования Сайкиной Е. Г. показали, что на уроках игровой направленности в школе целесообразно применять упражнений с применением фитнес-технологий в подготовительной части уроков [4, 5]. Все вышеперечисленное подтверждает, что в последнее время фитнес-технологии активно применяются на уроках физической культуры в школе  и в спорте, о чем свидетельствуют научные работы многих ученых.

Для решения поставленных задач исследования было проведено анкетирование тренеров по баскетболу. В результате из 16-ти опрошенных 80% считают, что самое важное физическое качество в баскетболе – это координация. Для развития координационных способностей тренеры в основном используют координационную лестницу, упражнения с различными мячами, упражнения в равновесии, упражнения с фишками, барьерами, усложненные прыжки. Все (100%) опрошенных считают, что фитнес-технологии могут и должны применятся в тренировочном процессе баскетболистов, особенно начинающих. Из популярных видов фитнеса, для развития координационных способностей тренерами были предложены: фитбол-аэробика, степ-аэробика, кроссфит (Рис 1).

 

Рис. 1. Виды фитнеса применяемые в тренировки баскетболистов

 

 

Анкетный опрос показал, что внедрение фитнес-технологий в подготовительную часть занятия по баскетболу является целесообразным, так считают 62% респондентов.

Далее был проведен педагогический анализ технических элементов баскетболистов, с целью определения наиболее значимых физических качеств и координационных способностей для игры в баскетбол. Были взяты основные технические элементы баскетболистов и выявлены для их выполнения необходимые физические качества. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Технические элементы баскетболистов и необходимые для их выполнения физические качества

 

Технические

элементы

баскетболистов

Си-ла

Быс-трота

Выносли-вость

Гиб-кость

Координационные способности

Чувство

ритма

Ориентиро-вание в пространстве

Координа-ция

движений

Равнове-сие

Мышечное расслабле-ние

Броски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Передачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ловля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отбивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Накрывание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перехват

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вырывание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взятие

отскока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стойки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ходьба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бег

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прыжки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Остановки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повороты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ данных, представленных в таблице 1, позволяет сделать заключение, что для выполнения основных технических элементов баскетболистов в большей мере необходимы координационные способности. В основном это чувство ритма, ориентировка в пространстве, координация движений и функция равновесия. Исходя из этого, можно сделать заключение, что координационные способности – это основное качество баскетболистов.

На основании проведенного анализа литературы, анкетного опроса тренеров и педагогического анализа были определены средства фитнеса, которые способствуют развитию конкретных координационных способностей баскетболистов. Для развития чувства ритма целесообразно применять классическую аэробику, степ-аэробику, зумбу; для равновесия – йогу, калланетику, балансировочные подушки и диски; для мышечного расслабления – пилатес и стретчинг; для координации движений – танцевальную аэробику и фитбол-аэробику; для ориентировки в пространстве – джампинг и боксинг.

На основании полученных результатов на основе метода проектирования разработаны пять фитнес-технологий, определенной направленности для применения их в подготовительной части тренировочного занятия для баскетболистов 11-12 лет.

Фитнес-технология, направленная на развитие чувства ритма:

- упражнения в ходьбе (малой интенсивности): классическая аэробика, степ-аэробика; танцевальные упражнения (малой интенсивности): танцевальная аэробика; бег, прыжки (большой интенсивности): классическая аэробика, зумба; упражнения в растягивании и расслаблении: стретчинг.

Фитнес-технология, направленная на развитие функции равновесия:

- упражнения в ходьбе (малой интенсивности): классическая аэробика; упражнения для развития равновесия: полусфера «Bosy Balance», балансировочные подушки; бег, прыжки (большой интенсивности): классическая аэробика; упражнения в растягивании и расслаблении: пилатес, стретчинг

Фитнес-технология, направленная на ориентировку в пространстве:

- упражнения для развития подвижности суставов: танцевальная аэробика; упражнения для ориентировки в пространстве: джампинг, боксинг; упражнения в расслаблении, самомассаж и растягивании у гимнастической стенки, стретчинг.

Фитнес-технология, направленная на  развитие координации движений:

- упражнения в ходьбе, бег, прыжки (средней интенсивности): классическая аэробика; упражнения для координации движений: роуп-скиппинг, степ-аэобика, фитбол-аэробика; упражнения в растягивании и расслаблении: стретчинг.

Фитнес-технология, направленная на мышечное расслабление, для заключительной части занятия: упражнения в ходьбе (малой интенсивности): классическая аэробика;  упражнения в растягивании и укреплении мышц: пилатес; упражнения в растягивании и расслаблении: стретчинг.

Выводы. Разработанные фитнес-технологии рекомендуется применять в подготовительной и в заключительной части тренировочного занятия с начинающими баскетболистами для повышения интереса к игровой деятельности, разнообразия средств и развития координационных способностей.

Список литературы

  1. Гайворонская, А.А. Методика использования средств прикладной аэробики в подготовке баскетболистов на этапе начальной специализации : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Гайворонская Анна Александровна. - Волгоград, 2009. - 20 с.
  2. Лешева Н.С. Модель общей физической подготовки баскетболисток с использованием фитнес-технологий: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Лешева Наталья Сергеевна. - Санкт-Петербург, 2021. - 23 с.
  3. Морозова, Л. В. Педагогическая технология общефизической подготовки юных теннисистов с использованием фитнес-тенниса : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Морозова Лада Владимировна. - Санкт-Петербург, 2020. - 27 с.
  4. Сайкина, Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.04 / Сайкина Елена Гавриловна. – Санкт  Петербург, 2009 – 46 с.
  5. Сайкина, Е. Г. Степ-аэробика "Топ-топ" для дошкольников : учебно-методическое пособие / Е. Г. Сайкина, С. В. Кузьмина. – Санкт-Петербург : Издательство "Детство-пресс", 2021. – 107 с.

 

 

 


Пристатейный список:
1.	Гайворонская, А.А. Методика использования средств прикладной аэробики в подготовке баскетболистов на этапе начальной специализации : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Гайворонская Анна Александровна. - Волгоград, 2009. - 20 с.
2.	Лешева Н.С. Модель общей физической подготовки баскетболисток с использованием фитнес-технологий: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Лешева Наталья Сергеевна. - Санкт-Петербург, 2021. - 23 с.
3.	Морозова, Л. В. Педагогическая технология общефизической подготовки юных теннисистов с использованием фитнес-тенниса : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Морозова Лада Владимировна. - Санкт-Петербург, 2020. - 27 с.
4.	Сайкина, Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.04 / Сайкина Елена Гавриловна. – Санкт  Петербург, 2009 – 46 с. 
5.	Сайкина, Е. Г. Степ-аэробика "Топ-топ" для дошкольников : учебно-методическое пособие / Е. Г. Сайкина, С. В. Кузьмина. – Санкт-Петербург : Издательство "Детство-пресс", 2021. – 107 с.

Библиографическая ссылка

Овчинникова А.В., Сайкина Е.Г., Овчинников В.П. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ // Фитнес: теория и практика. – 2023. – № 15;
URL: fitness.esrae.ru/ru/39-216 (дата обращения: 08.09.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 1302 | За неделю: 1302 | Всего: 1302


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System